Центр Cynefin

ЕВО не ограничиваются новейшим программным и аппаратным обеспечением, но включают в себя и инновационные системы консалтинга. Одной из них является центр Cynefin, ориентированный на анализ «сложности организации». Этот виртуальный центр стоит на переднем крае зарождающейся научной дисциплины менеджмента и практики изучения сложных адаптируемых систем.

Выходя за пределы слишком традиционных, ориентированных на процессы методов работы, которые подавляют творческую активность, поощряя шаблонное мышление, этот подход позволяет создать богатую, разнообразную среду, в которой люди по-новому рассматривают проблемы, представляющиеся неразрешимыми. Это истинно творческий подход, привлекающий множество разных взглядов и точек зрения.

Руководители центра Cynefin опираются в своей деятельности на самые разные функциональные подразделения бизнеса, равно как и на существующие научные дисциплины.

Центр Cynefin ориентируется на исследовательские проекты, в которых задействованы самые различные люди, имеющие свой взгляд на природу организаций и рынков, использующие модели, которые позволяют распознавать врожденную изменчивость и неустойчивость социальных структур.

Основу всех его программ составляет создание целенаправленного взаимодействия между множеством источников знаний, раскрывающих новые смыслы и новое понимание сути вещей. Один из проектов, в которых я участвовала, назывался «Конфликт и неразрывность».

Он разрабатывался как ответ на требования создать новый стиль руководства, отвечающий сложным задачам, встающим перед руководителями. В отличие от традиционных, основанных на учебных курсах программ, данная программа исходила из того, что руководители учатся, скорее общаясь друг с другом и попадая в конкретные ситуации, чем слушая преподавателя.

Мы инициировали исследования, которые IBM проводила совместно со Школой менеджмента Ланкастерского университета (LUMS) и компанией Burnley Partners. Мы изобрели новый подход к подготовке руководителей, набирая их из разных секторов — и общественной жизни, и бизнеса, чтобы они взглянули на свою деятельность в условиях непредсказуемости и неопределенности.

Основу нашей модели составила программа LUMS, получившая широкое признание. Ее задача сводилась к организации взаимодействия администрации Государственной службы здравоохранения с руководством других ведомств, таких, например, как полиция.

Был разработан подход, дававший руководителям возможность работать совместно, расширяя свой кругозор, создавая новые модели и теории и немедленно применяя результаты этой деятельности в возглавляемых ими организациях.

Цель, которую преследовали IBM и LUMS, развивая эту новаторскую инициативу, состояла в том, чтобы создать новую, отличную от других среду обучения, в которой руководители смогли бы переосмысливать задачи управления в их собственной ситуации, работая совместно с руководителями из совершенно иных сфер деятельности над доселе не известными им проблемами руководства. Мы стремились создать среду, в которой руководители из сферы бизнеса могли бы узнать о неведомых им перспективах и дилеммах руководства и одновременно представить на обсуждение свое понимание тех не поддающихся решению проблем, с которыми они сталкиваются.

Проект оказался успешным и был положен в основу программы «Парадокс культуры», которую нам еще предстоит реализовать.

Она станет первой ласточкой в осуществлении программы «Открытие» (Discovery Programme), содержащей эклектику влияний различных наборов фактов и направлений в философии и антропологии.