Одобрения в вышестоящих инстанциях

Я представляю, что у многих специалистов это предложение может вызвать усмешку: мол, какая наивность, подобное возможно при экспериментировании в естественных науках, а не в экономической. Действительно, всякое изменение экономических взаимосвязей затрагивает прежде всего интересы людей.

Нельзя допустить, чтобы ради проверки академической разработки ставились под удар ну хотя бы сложившиеся в коллективе заработки.

Это верно.

И, тем не менее, если по серьезному добиваться повышения эффективности научных исследований, нужно идти на подлинно революционные меры. Конечно, не всякую инициативу следует поддерживать.

Сверху, как говорят, виднее.

Вполне возможно, что предложения снизу могут оказаться необоснованными из-за ограниченности информации, доступной новаторам, и потому практически неприемлемыми. В данном случае «консерватизм» верхов оказывается полезным.

Но это преимущество исчезает, как только таксой консерватизм начинает мнить себя единственным источником истины. Экономистам управления «Омскцелинстрой» не пришлось затрачивать больших усилий, чтобы начать поиск.

В конце марта 1972 года автор этих строк прилетел в Омск.

И попал на бал, то бишь на последнее совещание, где специалисты управления, областных контор Госбанка (они финансируют заказчиков: совхоз?! и колхозы) и Стройбанка (эти кредитуют строителей), облсельхозуправления (заказчик) окончательно решили: переходить!

Никто из них точно не знал, сколько нужно передавать строителям оборотных средств, как быть, если размер «незавершенки» превысит плановый.

И никто не мог бы дать такую рекомендацию.

Конечно, были споры.

Но, поскольку у всех созрело желание испробовать новшество, то представитель Госбанка первый предлагает: Не будем спорить о размерах оборотных средств.

Дадим, сколько просите. Пора браться за дело.

Вот это разговор, — удовлетворенно заметил начальник Омскцелинстроя. — А если уведите, что будем необоснованно купаться в деньгах, потом подкрутите гайку.