Организационная самостоятельность

С переходом к НЭПу предприятиям восстановили собственные финансы. Следом и бюджеты губерний, городов и т. д. стали формироваться по принципу покрытия местных расходов местными же (за счет налогов и поступлений от предприятий) доходами. Делалось это, заметим, в годы, когда вся обстановка, казалось бы, заставляла отбросить децентрализацию.

Но вот началась индустриализация в промышленности, и движение пошло вспять. В конце концов утвердился порядок, когда бюджеты республик и местные бюджеты стали в основном формироваться из устанавливаемых для них в вышестоящем бюджете отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов.

Попробуй в этих условиях проводить самостоятельную архитектурную политику — вышестоящий орган может так тебя «прижать», снизив отчисления на нужды города, что на всю жизнь отобьет охоту самодеятельничать в какой угодно сфере хозяйственной жизни. Сейчас в ряде областей проводится эксперимент, цель которого — укрепить финансовую самостоятельность и одновременно заинтересовать местные Советы в улучшении работы предприятий, расположенных на их территории.

Думается, жизнь давно убедила, что это сегодня единственно верное направление.

Оно откроет возможности реализовать предложения, высказанные ранее А. Рочеговым и другими архитекторами, страдающими — вместе с самой архитектурой — от недостатка реальных прав у местных органов Советской власти. Этот же курс позволит наладить настоящее сотрудничество, взаимопонимание строителей, проектировщиков, заказчиков, предприятий стройиндустрии в работе над выполнением общей задачи — окружить человека гармоничной архитектурной средой.

Один из ленинградских архитекторов как-то рассказал о сцене, которую он видел на монтаже дома новой серии в Сестрорецке. Уступив место товарищам, члены бригады, окончившей работу, не спешили однако домой.

Они стояли и смотрели, как устанавливается на место непривычная панель карниза.

Кто-то с криком «погоди, не так!» вдруг кинулся наверх, как был, без спецовки и «застрял» там надолго. Это был ЕГО дом. Рабочему показалось недостаточным, чтобы дом стоял прочно, он хотел, чтобы дом был красив.