Организация и проведение экономических экспериментов

К сожалению, жизнь мало подтверждает это суждение. Как-то на рабочей группе Междуведомственной комиссии пытались проанализировать, почему «не пошел» эксперимент по внедрению программно-целевых принципов управления при поточном сооружении линий электропередач к уникальному Уренгойскому газоконденсатному месторождению. Его авторы, в том числе Киртбая, многое взяли из опыта ВАЗа и надеялись поднять производительность по крайней мере раза в полтора.

«Разведка боем» началась в тресте в 1980 г. Сначала успех был налицо, потом пошли сбои, и план 1981 г. экспериментальный трест провалил начисто. При анализе не могли не броситься в глаза два любопытных штриха.

Раз опыт разворачивался под эгидой Госплана, то специалисты последнего должны были постоянно следить за экспериментом. Но они не только не располагали промежуточной информацией — даже о печальном итоге узнали последними.

И второе — докладывали о результатах работы начальник отдела объединения «Союззапсибэнергострой», познакомившийся с экспериментом лишь через год после его утверждения, и начальник объединения, с самого начала выступавший «против». Больше никого не было.

Легко представить, как шло обсуждение.

Обидно.

Несколько лет подготовки, два года практической проверки одного из интереснейших начинаний в строительстве пролетели по сути впустую. Между тем если бы этим экспериментом кто-либо по-настоящему управлял, он услышал бы отчаянные сигналы из Надыма о том, что не выполняются прямые приказы Минэнерго о создании коллективу элементарных условий для производственной деятельности.

Увидел бы непонятное противоборство между объединением и трестом.

А может, даже вмешался бы. Впрочем, нет сегодня у Междуведомственной комиссии таких прав, чтобы напрямую воздействовать на взаимоотношения коллектива-экспериментатора с его вышестоящими органами.

А следовало бы иметь.

Может быть, с началом опыта такой трест разумно переводить как бы в двойное подчинение. С одной стороны — «родному» министерству, с другой — органу, полной мерой отвечающему за совершенствование системы управления.