Закон по Донбассу: политики высказали свое мнение

Закон по Донбассу: политики высказали свое мнение

18 января 2018г. Парламент Украины принял историческое решение — проголосовал за закон по Донбассу. Мнение политиков относительно закона неоднозначное.

Сегодня, 18 января 2018 г.,  Парламент Украины принял очень важный документ — Закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Вокруг этого закона точилось множество дискуссий и обсуждений. Наконец-то, политики смогли найти точки соприкосновения и проголосовать за консенсусный вариант. Как говорят философы — «Консенсус ни одну сторону не устраивает, но это лучше чем быть без него». Многие политики и государственные деятели открыто высказали свое мнение относительно новопринятого нормативного акта.

Президент Украины Петр Порошенко

Президент Украины Петр Порошенко приветствует принятие Верховной Радой закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», который признает Россию государством-агрессором

«280 — за! Мы будем продолжать прокладывать путь для реинтеграции оккупированных украинских земель политико-дипломатическим путем. Это — ключевой сигнал соответствующего закона, который сегодня приняла ВР по моей инициативе», — написал глава государства на странице в Фейсбуке.

По его словам, это сигнал и для Донбасса, и для Крыма о том, что «вы — неотъемлемая часть Украины!»

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов

Александр Турчинов заявил, что благодаря закону о реинтеграции Донбасса появилось больше возможностей для использования Вооруженных сил в противостоянии российской агрессии.

На сайте СНБО опубликован такой комментарий: «Кроме того, расширяя возможности для использования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований усиливает наши позиции по отражению вооруженной агрессии Российской Федерации и восстановления территориальной целостности Украины».

По мнению Турчинова, Закон полностью перечеркивает попытки РФ замаскировать войну против Украины под «миротворческую операцию» и значительно усиливает украинскую позицию в международных судах.

Представитель Президента в Верховной Раде Ирина Луценко

Ирина Луценко заявила, что принятие закона о реинтеграции Донбасса даст возможность начать работу над формированием консолидированной жалобы против Российской Федерации за ущерб, причиненный ее агрессией против Украины.

«Мы хотим в Комитете иностранных дел провести совещание относительно создания рабочей группы по формированию консолидированной жалобы против Российской Федерации как страны-агрессора. Пока не был принят закон, это было лишь желанием. А после его принятия и признания России страной-агрессором мы уже можем создавать такую рабочую группу по формированию консолидированной жалобы. Материалы есть», — сказала Луценко.

Она добавила, что по состоянию на сегодня ущерб, нанесенный Украине российской агрессией, достигает более 50 млрд долларов. В этой сумме не учтены средства, которые пойдут на восстановление оккупированного Донбасса, а также убытки, которые государство понесло в результате аннексии Крыма.

Вице-спикер ВРУ Оксана Сыроид

Оксана Сыроид по поводу Закона журналистам сказала следующее: «В этом законе присутствует столько зла, что мы его будем чувствовать ещё на протяжении следующих годов». По ее мнению, этот закон дает Президенту Украины «узурпаторские полномочия» — это использование вооруженных сил без согласия Парламента в мирное время.

Секретарь комитета Верховной Рады по нацбезопасности Иван Винник, представитель партии «Блок Петра Порошенко»

Отметил, что Минские договоренности не упоминаются в законе по причине того, что они не ратифицированы Верховной Радой Украины. Также отметил, что «Минские договоренности минимум изменялись три раза, поэтому не можно их имплантировать в украинское законодательство». Относительно заявлений о том, что Закон расширил полномочия Президента Украины Иван Винник сказал следующее: «Не расширяются полномочия, он реализует их как верховный главнокомандующий»

Партия УКРОП

Партия УКРОП опубликовала официальное заявление. В политсиле подчеркнули, что в конечном варианте так называемого деоккупационного закона не были учтены принципиальные поправки, без которых документ лишь усугубит ситуацию – как на востоке Украины, так и в стране в целом

В партии считают что расширение полномочий президента «могут быть использованы им не только для отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы и для массовых нарушений прав человека».

Также, политсила критикует Закон, за то, что в нём нет ни одного упоминания о необходимости определить уголовную ответственность коллаборантов и за отсутствие чёткой трактировки относительно Крыма. В заявлении относительно Крыма написано следующее: «Нормами законопроекта вводится необходимость и обязанность гарантировать национальную безопасность только на территории ОРДЛО, так, словно в оккупированном Крыму обеспечивать национальную безопасность нет необходимости».

Лидер «Народного фронта» Арсений Яценюк

Арсений Яценюк заявил о необходимости продолжения дипломатических шагов, которые предусматривают политическое, экономическое, санкционное давление на РФ.

По его мнению, принятие закона о деоккупации даст возможность Совету безопасности ООН принять решение о вводе миротворцев, предоставлении возможности украинскому государству возобновить свою территориальную целостность, выводе российских войск с украинской территории и восстановлении украинско-российской границы, когда украинские войска и пограничники будут контролировать украинскую территорию. Как отметил Арсений Яценюк Закон «даст возможность СБ ООН принять решение о вводе миротворцев «на тех условиях, которые выгодны для Украины».

Партия Оппозиционный блок

В партии Оппозиционный блок заявили, что принятый закон противоречит национальным интересам Украины. В Оппоблоке заявляют, что будут требовать от власти «прекратить предвыборный популизм в вопросах войны и мира». «Мы настаиваем на необходимости немедленного и полного выполнения Минских соглашений, проведения для этого на государственном уровне необходимых мирных переговоров».

Народный депутат из фракции «Блок Петра Порошенко» Мустафа Найем

Мустафа Найем на своей странице в «Facebook» отмечает, что один из самых спорных моментов документа — это отсутствие определения точной даты оккупации отдельных территорий Донецкой и Луганской областях. Важный позитивный момент этого пункта состоит в том, что людям, которые хотят получить документы украинского образца, не придется подтверждать рождение и смерть в суде. М. Найем считает, что Закон «наделяет президента правом единолично, без последующего парламентского контроля решать вопрос о применение Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, что прямо противоречит п. 33 ст. 85 Конституции Украины».

Народный депутат из «Объеденение «Самопоміч» Роман Семенуха

На официальном сайте «Объеденение «Самопоміч» опубликована позиция её представителя Романа Семенухи.

По мнению народного депутата, принятый закон официально называет Россию агрессором, однако, также сохраняет огромные риски. Самое главное — не называет войну войной, а потому не защищает от суда по законам мирного времени солдат, которые защищали Украину, начиная от 2014 года и по сей день.

«К сожалению, сегодняшнее решение Верховной Рады я называю решением Малороссии. На четвертый год войны Верховная Рада, национальный парламент Украины, так и не сделал главного — не признал войну войной », — отмечает Роман Семенуха.

Народный депутат также обращает внимание на ряд других спорных вещей в этом законе:

  • кроме преамбулы, в теле закона отсутствует упоминание о Крыме и Севастополе;
  • В теле закона, как норма прямого действия, отсутствует дата начала войны именно на Донбассе;
  • командующему объединенных сил предоставляется право по своему усмотрению определять перечень и порядок пересечения товаров между Украиной и временно оккупированными территориями;
  • закон противоречит Конституции Украины, поскольку позволяет Президенту применять Вооруженные силы Украины без решения Парламента.