Информационные технологии — необходимое условие для преобразований

Индустрия охлажденных готовых блюд возникла как результат развития информационной, а не производственной технологии. Информационная технология сделала возможным координирование усилий независимых фирм по созданию и доставке продукции (охлажденных готовых блюд) потребителю.

Компьютерное управление системами учета запасов готовой продукции также сыграло решающую роль в становлении индустрии охлажденных готовых блюд.

С 1980-х годов появилось множество таких систем. Немалое значение для индустрии имели и системы электронных пунктов продаж (EPOS).

Они совершенствуют управление запасами охлажденных готовых блюд, находящихся на полках торговых залов, а также облегчают пополнение таких запасов. Новая технология отслеживания, внедренная в 1980-х годах, также внесла вклад в усовершенствование управления цепочкой поставок.

Торговцы бакалейно-гастрономической розницы, зависящие от своей скоропортящейся продукции, были первыми, кто перешел от систем, определяемых запасами продуктов, к системам, направляемым потребителем.

EDI и облегчающие сотрудничество интернет-технологии позволили участникам цепочки создания ценности координировать свои усилия в реальном времени.

Новые возможности управления цепочкой поставок разрешили розничным торговцам перейти к направляемым потребителями системам учета и пополнения запасов. Такие системы предоставляют им более широкие возможности контроля над цепочкой поставок и способствуют усилению зависимости от них поставщиков.

Из магазинов и от отдельных осведомителей поступает информация о покупательском поведении потребителей. В конце 1990-х розничные торговцы начали вкладывать средства в системы хранения данных.

Некоторые из них инвестировали их и в технологии поиска данных, которые позволяли лучше понять покупательское поведение. Контроль над потребительским интерфейсом и обладание данными о потребителях определяют главенствующее положение производителя в цепочке создания ценности.

Sainsbury ввела в оборот компьютерные системы управления учетом и оказалась способной с большей эффективностью собирать информацию, связанную с оптовыми продажами.

Компания смогла распространить свой контроль над управлением на всю цепочку создания ценности. Это дало ей в руки еще больший контроль, в виде заключения прямых договоров с поставщиками дистрибьюторских услуг.

У производителей не осталось выбора — им пришлось, уступить часть своей ответственности.

Sainsbury удалось установить специальные цены на многие услуги, предоставляемые заключившими субдоговор оптовиками, и получать более точную информацию о разбросе цен, которая прежде была для нее недоступной. Программное обеспечение управления учетом предоставило Sainsbury большую информацию и больший контроль над цепочкой создания ценности.

Розничный торговец сохраняет за собой непосредственное владение своим складским помещением и компьютерную систему управления учетом запасов, но при этом иные, не являющиеся для него основными виды деятельности осуществляет кто-либо другой. Таким образом, интегрированные информационные системы закладывают основы контроля над независимыми фирмами, вращающимися вокруг ступицы, которой оказывается головной офис розничного торговца.

В терминах Sainsbury такая организация работы противоположна концепции «поиска и освоения белых пятен», поскольку позволяет компании сохранять контроль над особо значимой для системы в целом информацией, одновременно давая ей возможность снять с себя ответственность за осуществляемое управление. Розничные торговцы склонны выполнять некоторые непосредственные услуги по материально-техническому обеспечению.

Это позволяет им оценивать эффективность работы внешних поставщиков услуг и лучше понимать собственные операционные затраты.

Сохраняя предоставление некоторых услуг за собой, розничный торговец получает более точную информацию и возможность удерживать власть и контроль над поставщиками и субподрядчиками. Это требует управления большим, чем в случае традиционных субдоговорных отношений, числом сделок, однако такие информационные технологии, как Интернет, значительно снижают затраты на подобные сделки.

В век информации интегрированные информационные сети заменяют корпоративную иерархию, будучи более эффективным средством управления разного рода самостоятельными сделками.