Констатация разницы между рабочим и крестьянином

Первая обозначенная В. И. Лениным проблема — свержение эксплуататорских классов, лишение их представителей основ классовых привилегий. По мысли В. И. Ленина, на этом процесс уничтожения классов не завершается.

Отсюда первый вывод: классовость (классовый характер общественных отношений) может включать в себя такую разновидность, как отношения господства и подчинения, но не сводится к ней. Ликвидация отношений господства и подчинения путем свержения господствующих классов и превращения эксплуатировавшихся в руководящую силу общества не устраняет классовости, хотя коренным образом изменяет социальную структуру общества, социально-экономическое положение каждого трудящегося класса, всех трудящихся. Второй этап уничтожения классов даже в ленинском изложении не имеет однозначно очерченного содержания.

Приведенные выше высказывания В. И. Ленина могут быть дополнены, конечно, многими другими.

Но дело не в приведении полного перечня высказываний, а в заинтересованном проникновении в методологию нашего великого учителя.

Исходный пункт рассуждений В. И. Ленина о втором этапе уничтожения классов — констатация разницы между рабочим и крестьянином, которую предстоит уничтожить. Само собой понятно, что для В. И. Ленина, как и для всякого марксиста, речь могла идти при этом лишь о разнице социально-экономического положения.

Эта разница в то время коренилась в связи рабочих и крестьян с принципиально разными типами производства, рабочих — с индустрией, с машинной фабрикой, крестьян — с мелким производством. Разный уровень реального обобществления этих типов производства формировал разные типы социально-экономического положения их участников, разные типы их интересов и способов практического достижения этих интересов.

Ленинская формула второго этапа — «сделать всех — работниками» — имела в виду несомненно, устранение разнотипности социально-экономического положения рабочего и тогдашнего крестьянина-единоличника.

Суть ленинского стратегического замысла всей социальной политики второго этана уничтожения классов — вовлечение крестьянства в такие формы производства, которые были бы однотипными с крупным машинным производством — поприщем деятельности рабочего класса.