Менеджмент знания в традиционных компаниях

На протяжении большей части прошлого века преобразования осуществлялись постоянно и могли планироваться. Рынки направлялись продуктами, а не потребителями, и сроки изменений продукции были растянутыми. Даже сейчас на все более многочисленных конкурентных рынках преобладающей организационной структурой остаются пирамиды.

Чарльз Хэнди называет такую форму организации «аполлонической» (Apollonian).

Он говорит: Структурная схема организации — ряд кубиков, уложенных один на другой.

Возьмите работу организации, разберите ее на составные части, сложите их в логическом и иерархическом порядке, и тогда, — если логика ваша была верна, и каждый будет исполнять отведенную ему роль и соблюдать инструкции, — то, что вы заложите на входе, даст на выходе все необходимое с максимальной эффективностью.

Вся работа нацелена на достижение максимальной эффективности и экономии, обусловленной ростом масштаба производства.

Обмен знаниями между составляющими таких пирамид почти не происходит, поскольку каждый сосредоточен исключительно на собственных задачах и деятельности.

В знании усматривают основу высокой производительности.

Между тем стимулов или потребности в совместном использовании базы знаний здесь почти не существует, поскольку это обесценило бы саму структуру организации.

Крупные «аполлонические» компании склонны дробить и дифференцировать знание. Смысл массового производства, например, таков: выигрыш достигается знанием о том, как с наименьшими затратами выполнять ту или иную часть постоянно повторяющегося процесса, поэтому в большинстве производственных компаний знания оказываются узкоспециализированными.

Как правило, подспудные и явные знания ограничиваются приемами, которых требует выполнение специфических задач.

Необходимость обмениваться знаниями в пределах небольшой группы работников, выполняющих одни и те же задачи, практически отсутствует. Обычно продукты проектируются и разрабатываются по отдельности, хотя стоимость разработок и вынуждает компании к совместному использованию и распределению общих составляющих.

В известной мере любой бизнес основан на знании. Филип Эванс и Томас Вюрстер пишут: