Органы общего руководства

Предвижу недоумение читателей, привыкших в последние годы к ярой критике ведомств и министерств (не всех, кстати, некоторые остаются забронированными от критики и даже просто от гласности). У читателей может возникнуть вопрос: как это автор смеет рассуждать о демократизации и одновременно он не против централизма, министерств и ведомств?

В общем виде ответ дан в начале главы, при изложении ленинских подходов. Но повторить ответ не вредно.

То, что сейчас так яро порой критикуется,- не ведомственность и не централизм, жаль что сами критики этого часто не понимают. И не Административная Система — не люблю я это политически нейтральное понятие.

Причина зол, продемонстрированных нам в 30-80-е годы государственными органами разных названий,- сталинизм, антидемократический, антинародный общественный строй.

Ему в современной критике пока не достается по заслугам, по его преступлениям против человечности.

Критикуют формы его осуществления — государство, ведомственность, и т. п. С тем же успехом можно было критиковать русский язык за то, что на нем отдавались команды о массовых кровавых репрессиях.

Демократия рождается не из сталинизма — он не несет в себе ничего, из чего она могла бы возникнуть.

Народ — вот кто создаст социалистическую демократию, покончив со сталинизмом.

Демократия будет действовать, конечно же, в формах, добытых человечеством в процессе развития цивилизации.

Среди них централизм, организация, разделение функций, субординация и т. д. Но все это, как сказал бы В. И. Ленин, не в зверских, а в человеческих формах.

«Так ведь уже пробовали однажды, и не вышло, скатились к сталинизму»,- укорит иной читатель. Он прав.

Не вышло. Скатились.

И этот факт делит нас: одни считают — хватит пробовать, другие, наоборот,- надо начинать сначала, но помня уроки сталинизма, с повышенной ответственностью.