Теория деформаций и перерождений социализма

Для ответа на этот вопрос требуется знать состояние массового сознания, отношение массы к социалистическим идеям, идеалам и принципам. Необходимые исследования массового сознания не осуществляются, достоверной оценки приверженности народа, разных социальных групп идеалам социализма пока что нет. Поэтому трудно предвидеть, как и какие группы будут поворачиваться к перестройке, какие — против перестройки, какие будут держать нейтралитет и до каких пор, при каких обстоятельствах.

Как видим, все это крайне актуальные вопросы. Теория деформаций и перерождений помогает их ставить глубоко и решать научно обоснованно.

Все типы деформаций социально-экономических отношений в обществе, строящем социализм, имеют объединяющее их отличительное свойство.

Выделить его важно, чтобы рассмотрение конкретных деформаций не казалось топтанием на месте, а вскрывало бы формы проявления общей устойчивой причины.

Эта причина тесно связана с трудностями поворота общественного развития в новое историческое русло.

Главная трудность социалистического строительства » преодолеть тенденции, веками сложившиеся и ставшие привычными для масс, вошедшие в общественное сознание, в сознание разных классов и социальных групп, наций, народов, в индивидуальное сознание.

В тысячах, миллионах конкретных экономических, культурных, социально-политических, нравственных явлений и процессов закреплено социальное неравенство, несвобода, отношения господства и подчинения. Даже сознание борцов с социальным неравенством несвободно от отражения веками сложившегося противостояния власть имущих и подчинявшихся этой власти.

Усвоить суть революционного переворота, взятия власти самими трудящимися сложно, если под этим усвоением понимать не только отстранение от власти помещиков и капиталистов, но прежде всего практическое налаживание социалистического демократического государства как власти самого трудящегося народа. Массы некоторое время не умеют управлять, ошибаются в своих попытках управлять, робеют управлять, новые формы управления то отрицают ценное в опыте прежнего управления, то повторяют социально, воспроизводят то, с чем боролись революционные массы.