Устав от согласований

Проектировщики имеют время оптимизировать годовой план и обеспечить равномерную, без штурмовщины работу всех звеньев, участвующих в процессе проектирования. Финансирование ведется по принципу — за сделанное в течение месяца получай деньги.

Материально и морально поощряются только творческое отношение к труду, проекты, отвечающие будущему, имеющие более высокие показатели, чем аналоги сегодняшнего дня. В коллективе создалась обстановка доброжелательства, высокой требовательности и творческого соревнования. И тут я проснулся…

И мне не захотелось идти на работу… «Сон», как видим, радостно-безрадостный.

Его автор, отлично видя нынешние недостатки в проектном деле, не может не помнить и того, что предпринимавшиеся ранее меры для его улучшения не принесли заметного улучшения качества проектов, зато организационной суетни стало не в пример больше прежнего. Институтам пришлось «бросить» свои лучшие умы на планирование и оформление расчетов с заказчиками, финансовых и банковских документов, вместо того чтобы «бросить» все силы на разработку проектов по меркам завтрашнего дня. А ведь внедряемая в течение десяти лет новая система экономического стимулирования, пусть и не очень совершенная, предусматривает множество рычагов, нацеливающих на выполнение этой последней задачи.

Но — не «работает»! Почему?

Сегодня предприятия, в том числе заказчики и проектные институты, связываются друг с другом не через рынок, а через план. Однако централизованное начало, с которым вполне справедливо связываем наши успехи в построении социализма, вовсе не подразумевает одни лишь прямые и обязательные плановые задания каждой хозяйственной единице, «приказываемые» сверху.

Централизованно можно управлять и не напрямую, а косвенно, посредством рычагов экономического характера, направляя предприятия к нужной обществу цели. В последние годы экономика, надо прямо сказать, столкнулась с проблемой затухания инициативы трудовых коллективов и отдельных работников.

Актуальной стала задача укрепления трудовой и особенно производственной дисциплины.