Закупки в оборонной индустрии

Правительство любого государства имеет свое министерство обороны или некую сходную по функциям организацию, которая занимается обеспечением и поддержанием боеспособности армии. Процесс закупок по контракту обычно продолжителен, растянут и в ходе исполнения может претерпевать радикальные изменения.

Затраты, оценки осуществимости проекта, текущие политические или военные соображения страны и ее союзников, прогнозы по поводу мира или войны, а также состояние экономики, — все это может сказываться на принятии решений о закупках соответствующей продукции.

Правительственные организации подыскивают для заключения контракта головного подрядчика. Однако ни один подрядчик не способен в одиночку предоставить весь объем требуемой продукции, поэтому возникает необходимость в совместных предприятиях и объединениях.

На начальных этапах крупнейшие поставщики определенной продукции предлагают себя в качестве потенциальных партнеров одному или нескольким претендентам на правительственный контракт, повышая тем самым их шансы. С избранием компании-претендента (или консорциума) происходит утверждение первого варианта проекта и разрабатываются производственные программы.

Партнеры могут заключать множество альянсов с поставщиками. В свою очередь, у каждого поставщика налаживается сложная система контактов, связанных с поставками.

В данных условиях управление проектами является наиболее перспективной областью.

Расходы, как правило, фиксированы, определенная часть выплат традиционно предоставляется в виде авансов.

Иногда они принимают форму правительственных дотаций. Капиталовложения обычно велики.

Расчеты изначальной стоимости и ожидаемого возврата средств в огромной степени зависят от прибылей, получаемых по истечении планируемого периода времени. Это означает, что основное требование к поставщику сводится к наличию системы управления обучением и знаниями.

Ведущие поставщики обычно входят в состав команды проектировщиков и участвуют в принятии решений относительно того, какие единицы продукции будут использованы. Они остаются собственниками интеллектуального капитала в течение всего срока службы данной единицы продукции.

В процессе разработки и производства продукции участники альянса работают как виртуальная команда, обмениваясь знаниями и разделяя цели и финансовые риски.

В качестве «диспетчера» выступают обычно вооруженные силы (воздушные, морские или сухопутные) того государства, которое закупает продукцию. Как только продукция оказывается готовой к использованию, контроль над ней переходит к «диспетчеру», который обеспечивает конфигурирование и поставку ресурсов, необходимых для каждой готовой машины, а также допустимых для нее альтернатив, и определяет периодичность технического обслуживания.

Поставщики разрабатывают и модифицируют основные единицы продукции и действуют в тесном контакте с «диспетчером», обеспечивая своевременное введение модернизированных конфигураций. Состояние воздушных судов постоянно отслеживается, и на основе информации об их использовании определяются сроки обслуживания.