Факт научно-технического прогресса

Многие технические достижения недавнего времени, такие, как застежка-молния, английская булавка или непрерывная прокатка стали, также не потребовали новых научных открытий. Даже в тех случаях, когда технический прогресс был тесно связан с предшествующими научными открытиями, связь эта совсем не обязательно бывала простой и непосредственной.

Примером может послужить история радио. В XX в. достижения науки в изучении электричества использовались в ряде областей, причем результаты исследований Джильберта, Генри и Максвелла были подхвачены изобретателями электромотора, электрогенератора и телеграфа.

Однако, несмотря на то что Максвелл обнародовал свою теорию электромагнетизма еще в 60-х годах, а первые лабораторные опыты Герца по возбуждению и приему радиоволн были выполнены в 80-х годах XX в., сколько-нибудь значительные прикладные разработки в области радио не проводились до последних лет XX в., когда началось его практическое применение.

Отсюда должно быть ясно, что прогресс в технике четко отличается от развития науки. К этому следует добавить еще два соображения.

Во-первых, хотя часто невозможно найти какую-то простую связь между конкретным научно-техническим сдвигом и предшествующими ему научными открытиями, это не значит, что характер и направление прогресса науки не воздействуют на скорость и направление научно-технического прогресса. Напротив, характер научного прогресса в огромной степени определял отличительные черты тех сдвигов в технике, которые человечеству удалось осуществить.

Во многих случаях предшествовавшие научные открытия имели первостепенное значение.

Например, открытия Фарадея, Франклина и Генри привели к созданию электротехнической промышленности, а открытия Чедвика, Ферми, Гана, Мейтнер и Штрассмана — к появлению ядерной энергетики.