Идея экономического стимулирования

Александр Александрович Сизов поддержал мысль о проведении нового эксперимента. Это был интересный человек.

Один из создателей индустриального домостроения, автор многих новшеств в строительстве — он писал и любил стихи… Он умел окружать себя людьми поиска.

Заражаясь идеей, Сизов делал все, чтобы довести ее до практического воплощения. Междуведомственная комиссия при Госплане возвратила на доработку первый вариант указаний о порядке проведения опыта, предложенного Ленгорисполкомом и НИИЭСом.

Но такая доработка, по существу, означала отказ от рационального зерна новой идеи.

И в Ленинграде решили начать эксперимент, так сказать, полуофициально. «Отлично» — вот какая оценка была дана «дому Сваричевекого» (по имени архитектора) на Будапештской улице, около которого ленинградцы долгое время с удивлением приостанавливали шаг. Но построить на «отлично» один дом — не велика заслуга.

Иное дело — проверить эффективность экономических стимулов на примере какой-нибудь организации в целом, хотя бы того же ДСК-2. Однако для этого обязательно нужно согласие Госплана, Госстроя, Стройбанка, Госкомтруда, Министерства финансов.

Пол года Булин и Гребенкин посвятили хождениям по инстанциям. В один из таких походов и я отправился вместе ними.

Беседа в одном из ведомств проходила почти на самом высоком уровне.

Так-та-ак, — проговорило «высокое лицо», — хотите весь ДСК перевести.

Это как же понимать? Булин с готовностью принялся объяснять суть системы скидок и надбавок к цене дома в зависимости от его качества.

Э-э, не надо, я же знакомился с документами.

Вместе с нами еще один человек — здешний работник. Вот послушайте, что нам предлагают, — обращается к нему «высокое лицо», — увеличивать сметную стоимость строительства объекта, если он построен с оценкой отлично.

А зачем нам отлично, если нужно просто хорошее качество, в соответствии с проектом?!

Требовательность, требовательность и еще раз требовательность — вот чего нам не хватает, а не экономических стимулов. Запутались, запутались, товарищи, — поддакивает тот своему начальнику.