Мизерное время для работы

А для этого необходимо сделать нормой должность главного архитектора ведомственного института и главного архитектора проекта. Именно зодчий призван и обучен связывать воедино усилия разных специалистов и разные области знания, по принципу оптимального компромисса добиваться экономичности, целесообразности и красоты, словом — гармонии. Не отлажена пока и оплата труда.

Зодчество считают матерью всех искусств, но труд зодчего практически оценивают по принципу «провел линию — гони копейку», как бы по сдельным нормам.

Представьте, художнику стали бы платить в зависимости от сметной стоимости холста и красок, а также по числу мазков.

Тогда не жди качества. Вряд ли можно признать нормальным, что работа, скажем, четырех художников, выполнивших батальное полотно для диарамы «Прорыв блокады Ленинграда», ценена в Десятки раз выше, чем работа архитектора Ю. Синицы, автора комплексного проекта мемориальной зоны, интерьера музея, где поместят полотно, места, где происходили события, стелы, венчающей всю композицию.

Вот и уходят архитекторы — в Худфонд, книжную графику, сценографию, в так называемое «бумажное» зодчество, где наша архитектурная молодежь завоевала, кстати, немало международных премий.

Вызывает тревогу и нехватка кадров.

В целом по стране на один миллион жителей приходится всего около двухсот архитекторов.

Но в Российской Федерации (без Москвы и Ленинграда) их примерно 70. В то же время в развитых странах мира, по данным ЮНЕСКО, приходится 800-900 архитекторов на миллион жителей. Тем не менее Министерство высшего и среднего специального образования сокращает прием студентов на архитектурные факультеты, ссылаясь на то, что на архитекторов нет заявок.

Более 25 лет возглавлял один из центральных проектных институтов Госстроя Анатолий Трофимович Полянский. Он автор многих сооружений, в том числе «Артека», проект и сооружение которого заслуженно получили высокую оценку.

Сегодня он руководит Союзом архитекторов.

Каково его мнение о проблемах архитекторы и путях их решения? Об этом и состоялся у нас с ним разговор.