Множества убыточных организаций

Действительно, каждый из нас живет на зарплату. В принципе ее сумма должна быть остаточной величиной после расчетов с поставщиками, банком, государством. Лучше поработал, с кем надо расплатился — больше получил.

И наоборот.

Однако сегодня основная зарплата руководителей и инженеров в строительстве — величина не только постоянная, но как бы гарантированная. Вне зависимости от конечных результатов в окошечке кассы в любом случае можно получить свой твердый оклад.

А премии? Ведь они-то как будто и предназначены стимулирования устремленности к успеху.

Верно. Но, во-первых, пусть и не все шесть окладов — максимальный размер поощрения, а какую-то часть из них можно получить по другим источникам, не связанным с конечными результатами.

Во-вторых, в Электрометаллургстрое, по словам его работников, забыли, когда в последний раз формировали фонд материального поощрения, т. е. этот стимул уже не воспринимается как реальный. Чтобы строго руководствоваться принципом «расходы по доходам», нужны также прочные внешние, независимые от конкретного коллектива предпосылки успешной деятельности.

Первейшее требование хозяйственного расчета — хорошо работающее предприятие автоматически должно получать возможность для безбедного существования.

В 1983 г. ПСМО потеряло миллион рублей из-за того, что материалы, техника, оборудование и даже перевозки обходились ему дороже (в связи с повышением цен), чем мог оплатить заказчик.

Ведь проект составлялся давно. В целом по строительству некомпенсируемые затраты превышали миллиард рублей ежегодно.

Практика строительства дает немало примеров разрушения хозрасчетных интересов коллективов по не зависящим от них причинам. Полученная передовыми подразделениями прибыль подчас изымается вышестоящими органами.

Зарплата на хорошо организованных стройках, бывает, ниже, чем на отстающих.

Заложенная в цене объекта норма прибыли не покрывает издержек на расширенное воспроизводство.

Если прибыль формируется по сути от сдачи заказчикам готовых объектов, (до 1 января 1986 г.), то фонд зарплаты — от «вала», а иногда просто выпрашивается.

Большая часть прибыли изымается в доход государства в виде свободного остатка.