Нынешняя недооценка архитектуры производственной среды

Что касается финансовой стороны дела, то следует выделяемые на строительство средства концентрировать в одном месте. Видимо, предприятия и хозяйства должны отчислять определенные суммы в фонд развития и благоустройства города и села, где живут его работники, или в фонд райцентра, обслуживающего окрестные колхозы и совхозы. Это повысит заинтересованность местных Советов в том, чтобы трудовые коллективы увеличивали свои финансовые ресурсы.

Кстати, о промышленных предприятиях.

Нынешняя недооценка архитектуры производственной среды приводит ко многим негативным явлениям — разбазариванию ценной земли, унылому облику промышленных зданий, совсем не соответствующему их передовой технологии, отсутствию комплексного благоустройства и художественного оформления заводских территорий.

Роль архитектора в проектных институтах промышленного профиля низведена до нуля. Скажем, в Гипроцветмете на 1500 проектировщиков 17 архитекторов, из них дипломированных специалистов 5, в Гипротяжмаше соответственно 700, 22 и 2. Между тем практика показывает, что архитекторы, способные по роду своей профессии «увидеть» весь проект целиком, не раз улучшали предусмотренные в нем решения и тем самым снижали стоимость будущих предприятий.

— Одни требуют расширения прав местных органов.

Другие, в том числе народный архитектор А. Ахмедов из Ашхабада, отмечают полнейшую зависимость зодчих от некомпетентного диктата местных и партийных органов, которые нередко командуют: срежте один или несколько этажей, поставьте дом не так, а эдак… Как защитить авторское право архитектора?

— Действительно, еще очень часто решения принимаются без серьезных обоснований и на непрофессиональном уровне, что приводит к серьезным недостаткам в застройке наших городов, к искажению замысла архитектора, хотя мы знаем и много примеров дружной совместной работы руководителей города, заказчиков, архитекторов и строителей, основанной на взаимном уважении к профессиональной компетентности каждого из участников процесса.

Но, согласен, нужны не только добрая воля, а узаконенные правила, закон об архитектуре и градостроительстве, который устанавливал бы права и обязанности всех участников архитектурно-строительного процесса, в том числе архитектора.