Патентная политика правительства

Масштабы и удельный вес исследований и разработок, осуществляемых за счет государства, резко увеличились, а правительственные органы, на долю которых приходилась большая часть таких расходов (министерство обороны, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства — НАСА, Комиссия по атомной энергии), проводили разную патентную политику. Противники лицензионной политики, при которой право на патенты предоставляется подрядчику, рассматривают ее как огромное растранжиривание средств. Они утверждают, что поскольку правительство финансирует НИОКР, оно имеет право на все их плоды, включая запатентованные изобретения.

Если результатом научного исследования, финансируемого правительством, является какое-либо изобретение огромного общественного значения, то, по мнению противников лицензионной политики, очевидно, что такое изобретение не должно оставаться в руках одного человека, который мог бы использовать его в целях собственного обогащения.

Они, кроме того, считают, что новая техника будет распространятся быстрее и шире, если она станет свободно доступной всем. Напротив, сторонники лицензионной политики утверждают, что она способствует более широкому и быстрому использованию изобретений, ибо то, что доступно всем, имеет ограниченную ценность для каждого в отдельности.

Они утверждают, далее, что финансируемые правительством НИОКР будут выполняться при системе лицензий более эффективно и более квалифицированными подрядчиками, чем в том случае, если патентные права будут принадлежать правительству. Назначенная президентом патентная комиссия уклонилась от рекомендаций по данному вопросу, поскольку он внимательно рассматривается исполнительными органами и комиссиями конгресса.

В меморандуме президента от октября 1963 г., излагающем нынешнюю правительственную политику в области патентов, признается, что и лицензионная система, и политика, оставляющая право на патенты правительству, являются удовлетворительными не во всех случаях.