В последние годы мы наблюдаем, как все большая часть колхозов «догоняет» государственные предприятия не только по эффективности производства, но и по характеристикам социально-экономического, обеспечиваемого членам кооперативов. Складывается (притом не только в, но и в ряде других социалистических стран) ситуация, к которой догматическая общественная наука, основанная на идеях 30-40-х годов, явно не готова.
Эффективность, уровень трудовых доходов, самостоятельность в принятии хозяйственных решений, возможности самоуправления оказываются во многих колхозах выше и более развитыми, нежели в государственных предприятиях.
Эти факты породили разные интерпретации и предложения, начиная от предложений ограничить права и возможности кооперативов и кончая предложениями распространить кооперативные начала на деятельность государственных предприятий.
Во всех случаях сказалось представление о сложившемся статусе государственных предприятий как о в полной мере адекватном закономерностям социалистического хозяйствования. На самом же деле получилось вот что. Расширенные права в принятии решений и в области самоуправления были у колхозов в течение долгого времени не то чтобы компенсацией меньших экономических возможностей, а скорее удобной для государства формой снятия с себя ответственности за уровень трудовых доходов, за распределение колхозных доходов.
Когда взаимоотношения государства с колхозами более или менее нормализовались, а доходность колхозов возросла, колхозная демократия, права и возможности, данные колхозам в принятии самостоятельных решений, стали фактором роста эффективности и роста трудовых доходов. Демократизация же хозяйственной в государственном секторе запаздывает.
Стечение исторических обстоятельств привело к ситуации, когда передовые кооперативы на индустриальной основе более адекватны зрелой форме предприятия, чем запоздавшие с развитием самоуправления трудовых коллективов государственные предприятия. Но это исторически своеобразная ситуация, не более того.
Она свидетельствует лишь об исключительной актуальности демократизации.